Изменение параметров динамиков при разминке
Известно, что параметры динамиков со временем изменяются. Вопрос – насколько? Для проверки был поставлен небольшой эксперимент, в ходе которого параметры Тиля-Смолла измерялись до и после разминки одного и того же экземпляра динамика. На динамик в свободном пространстве (без акустического оформления) был подан сигнал частотой 50 Гц – эта частота вблизи его основного резонанса, и позволяет получить максимальную амплитуду колебаний. Уровень сигнала выбран таким, чтобы диффузор находился близко к пределу линейного хода – это даёт максимальную нагрузку на элементы подвеса, но исключает его повреждение. Этот уровень легко определяется на слух – увеличиваем сигнал до появления заметных «рычащих» призвуков (это предел линейного хода), затем уменьшаем до исчезновения перегрузки. Продолжительность теста составила 28 часов непрерывного гудения. 50 циклов в секунду, 180 000 в час, свыше 5 миллионов за всё время испытания. Через сутки покоя, после «закрепления навыка», параметры были измерены вновь. Z-характеристики говорят сами за себя:
Z-характеристики

Синяя кривая – динамик из коробки, оранжевая – после тренировки

Итоги и выводы:

Для наглядности все изменения сведены в таблицу:

Все изменения
  • После разминки податливость подвеса (и определяемый ей эквивалентный объём) увеличились, это привело к заметному снижению частоты механического резонанса. Это самое существенное изменение.
  • Механическая добротность QMS снизилась на 6%, электрическая QTS практически не изменилась (в пределах погрешности измерения). Поскольку полная добротность в основном определяется электрической, можно сделать вывод, что у динамиков с большим разрывом между QES и QMS(практически – у динамиков с низкой электрической добротностью) изменение QTS будет ещё меньше.

Резюме

Основные изменения в динамике происходят в течение первых часов работы, дальше темп замедляется – но процесс никогда не прекращается, и снижение частоты резонанса во время эксплуатации может достигать 20%. Именно это и учитывает разработчик, поэтому если первоначальное значение частоты резонанса кажется высоковатым – это ещё не повод для сомнений.

Понятно, что в реальных условиях эксплуатации, на музыкальном сигнале изменения проявятся не так быстро, как при «экспресс-методе». Обычно конечный результат проявится лишь через несколько месяцев. Главное – не превышать заложенный в конструкцию максимальный рабочий ход (проще говоря – не усердствовать с басом на максимальной громкости). Если динамик постоянно испытывает перегрузку – центрирующая шайбанеобратимо теряет жёсткость (попросту говоря, «разлохмачивается»), податливость подвеса растёт и динамик начинает «хлопать».

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук. О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут

29.06.2023
Вернуться к списку статей

Полезные статьи

19.11.2023
УРАЛ AS-D12A DUAL HURRICANE - сила мощь двух отличных динамиков! Лучшее соотношение цена/качество!
Подробнее
12.12.2023
Автомобильный усилитель Урал серии Победа 4.120 - Народный выбор! Лучшее соотношение цена/качество!
Подробнее
21.12.2021
Очень важно при акустическом тюнинге шумоизолировать двери автомобиля. Для этого процесса стоит придерживаться строгих правил подготовки своего авто для замены штатной акустики.
Подробнее
Купи АК
Сделай свой
автомобиль
лучше
Установи в свой авто АК
АК — звук в авто
Купить
Не веришь? Сравни звучание
АК со штатной акустикой
популярных марок авто
Сравнить